Интервью с Еленой Ульмасбаевой
АленА: Елена, почему именно йога? Ведь она не была слишком популярна в нашей стране, тем более 20 лет назад. Как приходят к этому занятию: для поправки здоровья или это как озарение?
Мотивация бывает разная. Часто люди начинают заниматься, если у них есть какие-то проблемы со здоровьем. Или они хотят обрести психо-эмоциональную стабильность через занятия.
У меня просто был интерес к Востоку, к различным системам, которые работают с телом. Честно говоря, не могу обосновать, почему мне хотелось заниматься именно йогой. Знаете, это как любовь - чувствуешь приязнь к какому-то человеку. Можно говорить, что это потому, что он - добрый. Или потому, что он - злой. Но это только следствие того, что человек нравится.
Я сейчас могу говорить, что у меня восточная кровь (отец узбек), что хотелось работать с телом… Но прежде всего, меня влекло. Хотя тогда не было возможности выезжать. Да и вообще заниматься йогой было странно. А те, кто занимались, были гораздо старше. Им было 40 и больше, а мне было 20. Но постепенно это принимало более конкретные формы, и жизнь выстраивалась вместе с занятиями.
Я осознано искала контактов, информации. Мне хотелось, чтобы это была именно индийская традиция. А впервые я узнала, что йога существует, когда мне было 5 лет. Мне показали картинки, я узнала, что это есть.
Деятельница: Кто был ваш истинный учитель? Сталкивались ли вы с настоящим йогой из Индии?
Истинный учитель для меня - Айенгар. Я занимаюсь йогой по его системе и надеюсь, что хоть в какой-то степени понимаю его учение.
Сейчас ему 90 лет. Когда он приехал к нам в страну, это был 1989 год. Тогда его пригласили на правительственном уровне. Я тогда уже занималась с людьми, которые учились по его книгам. Когда появилась возможность заниматься с ним, это выглядело совсем по-другому. Я занималась йогой и до 89 года, но после этой встречи - это только йогой Айенгара..
Если говорить о самой встрече - я была готова. Понимала, чем я занимаюсь. Что это - моя жизнь. Потом мы уже сами ездили к нему, и продолжаем ездить.
Редакция: Есть несколько вопросов о том, накладывает ли йога Айенгара какие-то запреты на образ жизни. Говорят, например, что йоги в большинстве своем - вегетарианцы. А вы ели мясо во время беременности? Сейчас, когда кормите грудью?
Действительно, до беременности долго не ела. Когда ждала ребенка - начала есть. Мясо необходимо ребенку, тем более, в нашем климате. Я видела, какие у индусов мышцы! Пусть сын, когда вырастет - сам решит.
Бабка Йожка: Елена, а почему вы выбрали именно ХАТХА йогу… И вообще, откуда в мире столько течений йоги? Не разные ли это грани какого-то единого учения?
Айенгар йога - это западное название. Так же, как и западное разграничение на Хатха и Раджа-йогу. На самом деле такого жесткого разграничения нет. Говорят, что йога едина. Учителей в Индии много. Они все йогой занимаются. Название Айнгар йога распространилось на Западе, чтобы отличить от каких-то других.
Откуда много течений? А почему много языков? Почему танцы есть классические, народные, ритуальные? Безусловно, это все грани одного. Для кого-то больше подходит работа с телом, кто-то идет к внутренней гармонии по-другому. Кому-то подходит петь мантры, кому-то - путь самоограничения, или ментальные упражнения. Мы все разные.
Почему метод Айенгара подходит мне? Это - суровый, жесткий метод, который заставляет что-то в себе менять, серьезно работать. Я была инертной, молодой, не знающей, как себя применить. Мне казалось, что такая дисциплина и подвижничество - то, что нужно. Что это придаст жизни смысл и поможет свою природу как-то преобразовать. Обрести цельность. Я чувствовала потребность в каком-то пути.
Больше всего понравилось, что здесь есть труд. Люди стремятся не просто кайф получить, а как-то себя поменять. В том виде, в котором я себя ощущала - я себя не устраивала. Я имею в виду не внешность, а внутреннее состояние. Мне не нравилось, в каких я взаимоотношениях с миром. Мне казалось, что через практику я смогу эту связь выправить. Найти себя, самореализоваться.
И действительно оказалось, что метод структурирует. Потом, по мере того, как я встречала все больше практикующих, и когда начала учить - почувствовала, что если этим методом владеть, то он очень сильно меняет человека.
Скажем, человек сутулый. Или у него сколиоз. Или, что чаще всего волнует, у него полные ноги. Это меняется, выправляется, проблема уходит. Тело становится как конструктор. Конечно, рост 150 не превратится в 180. Но кое-что изменить можно. К оптимальному состоянию прийти можно. Соответственно все это влияет и на здоровье. От положения тела в пространстве зависит работа внутренних органов. Ведь у человека все связано.
Через 7-10 лет практики я стала чувствовать глубокие изменения и в состоянии ума.
Редакция: Глубокие изменения - только через 7-10 лет?
Да. Речь идет не о подтянувшихся мышцах, выпрямленной спине, эмоциональной стабильности. Я говорю о структурных изменениях, когда меняется личность, происходит глубокая коррекция.
Когда я стала понимать, что такое ровность ума, стабильность, как какие асаны воздействуют на состояние ума, когда я почувствовала это на себе - необходимость в учителе исчезла. Но для этого должно пройти много времени. Как и в любом деле - для того, чтобы обрести профессионализм, 5 лет института плюс 5 лет практики - тоже лет 10.
Редакция: Получается, что у тех, кто ходит в центр и еще занимается основной работой и семьей, не так много шансов эти глубинные изменения ощутить.
Это зависит от образа жизни. В любом случае, если они занимаются, я уверена, что они чувствуют положительное влияние практики.
Но есть разница между теми, кто просто посещает занятия, и теми, для кого это -жизнь. Профессия. Они занимаются несколько часов в день, они учат. Они думают почему, когда я говорю то-то и то-то, у этого человека тело выстраивается правильно, а у этого - нет? Может, ему не подходят эти пункты, может ему это по-другому все преподносить?
Еще все зависит от возраста, от способности к обучению. Бывает, что люди более старшего возраста хорошо занимаются, но как только начинают учить и чувствуют, что люди к ним ходят, и это нравится - перестают учиться сами. Ведь в 40-50 лет человек больше склонен быть учителем. И развитие останавливается - человек впадает в грех гордыни.
Но даже если человек не делает это своей профессией, а просто вдумчиво занимается и способен меняться - у него много шансов понять, что это такое.
Lexa: Как к вашему увлечению йогой относятся в вашей семье? Ваши родители, ваш муж? Часто ли вы встречаетесь с непониманием окружающих?
Я с молодых лет сама решала, что мне делать, и отношение окружающих меня не сильно волновало. То есть такой вопрос вообще не стоял.
Мужа у меня нет. В традиционном понимании этого слова "муж" мне просто не нужен. У меня есть отец моего ребенка в виде друга. Он так и называется - отец ребенка. И еще у меня есть мой приятель - друг, с которым я до этого какое-то время была вместе и сейчас, видимо, буду опять.
Когда я начала заниматься йогой, родители уже не определяли мою жизнь, потому что я была от них независима. А с тех пор, как начала учить - меня окружали только люди, которые занимаются йогой.
Anonymous: На самом деле, йога - это совсем не по-христиански и отнюдь не безобидное занятие! Если вы православный человек, то вы не должны ходить на эти занятия! Дело в том, что йоги - это забесовленные люди, нормальный человек не может перенести все эти гвозди и т.п., у него не отключено сознание. Бес же, который в йогах, помогает им отключать чувственную сферу. Задумайтесь - если вас не будет в вашем теле, то кто будет там? Я знаю множество примеров, когда люди, всерьез решившись заняться йогой, приходили к противоположности православного мировоззрения и это было ужасно.
Для меня здесь нет никакой проблемы. Я тоже считаю себя православной. Йога, на мой взгляд, не противоречит христианству. Йога - не религия. Шахматы - тоже индийская игра, но никто не говорит, что здесь есть противоречия с христианством.
Из тела я не выхожу. Та йога, которой занимаюсь я - это и есть работа с телом. Это возможность через работу с телом настроить в целом организм человека так, чтобы он гармонично звучал. Ведь ненастроенный инструмент не звучит, нет гармонии. И достаточно только коснуться настроенного инструмента - услышишь музыку. Так же и человек, организм которого гармоничен, способен к христианской любви, спокоен, не совершает зла.
Мы не стоим на гвоздях, не глотаем огонь. Кстати, такие же смешные вопросы задают и по поводу России за рубежом. Когда мы приезжаем в Индию, люди не могут понять, как мы вообще выходим на улицу. Они спрашивают, правда ли бывает -20 и -30? "А как же вы выходите на улицу?" Я им рассказываю, что в помещениях отопление, что на улице мы надеваем одежду, варежки, шапку… "А лицо, неужели не мерзнет лицо?" Они не могут понять, почему не мерзнет лицо! С их точки зрения, так жить невозможно.
А многие из нас точно так же не знают их культуры, не знают, что такое йога. Ведь йога - настолько же гвозди и поедание огня, насколько Россия - медведи и балалайки на Красной площади.
И ребенка, кстати, я тоже крестила. Когда он вырастит - сможет сам выбирать религию, крещение никак этому не мешает.
Редакция: А есть ли среди ваших знакомых те, кто занимались йогой и "подвинулись умом"?
Йога Айенгара, наоборот, приводит в порядок ум - как математика, по выражению Ломоносова.
Есть масса практик, которые помогают ум рассеить, отпустить, поплыть по волнам, отдаваться своим состояниям. Таких людей я встречала - они пели мантры, занимались медитативными техниками. Это влияет по-разному.
Но когда человек все время обращается к своему внутреннему "я" через тело, как бы связывает свою плотную структуру и более тонкое - он становится цельным, собирает себя воедино. Поэтому среди тех, кто занимались вместе со мной, я не видела тех, у кого "сносило башню".
Честно говоря, люди, которые склонны к "плаваниям", не будут заниматься у нас. Им тяжело. Требуется концентрация, способность работать, регулярность занятий. А они лучше будут лежать, расслабляться, представлять какие-то картины...
Комментариев нет:
Отправить комментарий